Учёные из Мордовии отправились в экспедицию

Уникальное событие в научной жизни республики — сотрудники научно-исследовательского института при Правительстве Мордовии провели большую комплексную экспедицию в Тетюшском районе Татарстана, где изучали фольклор, быт, язык, материальную и духовную культуру местного населения. Исследовательские поездки такого масштаба мордовские ученые не совершали уже более 70 лет.

Здесь на мордовском языке говорят, поют эрзянские и мокшанские песни, а в сундуках хранят традиционные мордовские наряды. По переписи 2010 года в Тетюшском районе Татарстана проживает около 20 тысяч человек, которые по национальной принадлежности относят себя к мордовскому этносу. Правда, к эрзе или мокше — ответить затрудняются. Например, в селе Бессоново говорят на эрзянском языке, но считают себя мокшей, в остальных же населенных пунктах язык уникальный — «единый» — половина слов эрзянские, половина мокшанские. Любовь Гурьянова, научный сотрудник отдела языкознания НИИ, выписала надпись с вывески местного Дома Культуры.

Любовь Гурьянова — старший научный сотрудник отдела языкознания НИИГН при Правительстве Республики Мордовия: «Мартот» — эрзянское слово, «эряфозе» — мокшанское, «сембо» — мокшанское слово с эрзянским окончанием, «лембо» — не мокшанское и не эрзянское, это их собственное творение.»

В последний раз комплексно — с точки зрения фольклора, этнографии и языка — ученые из Мордовии исследовали Тетюшский район в 1958 году. Случай вновь отправиться туда с экспедиционной поездкой предоставился благодаря приглашению Кима Миннулина, директора Института языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова в Татарстане, который предложил сотрудникам НИИ принять участие в большом проекте.

Галина Куршева — директор НИИГН при Правительстве Республики Мордовия: «Он сказал: «Нам очень нужна ваша помощь. Мы собираемся делать один проект «Калейдоскоп народов и культур Республики». У нас в республике проживает очень много мордвы. У нас просто нет специалистов, поэтому просим вас о помощи.»

Всего в Республике Татарстан 28 сел с компактным проживанием мордвы. Учёные посетили 5 — Бессоново, Урюм, Киртелин, Кильдюшево и Кадышево. Гостей из Мордовии встретили радушно — мордовскими песнями и, конечно, традиционной кухней. Местные хозяйки и сейчас готовят национальные блюда эрзи и мокши — ватрушки с творогом и картофелем, лапшевник из крахмала, мясо, жаренное с луком и яйцом. Ученые удивились и сохранности обрядов. На Троицу здесь до сих пор «водят медведя», верят в суеверия о двужильных покойниках и даже знают, как от них защититься.

Татьяна Охотина — старший научный сотрудник отдела этнологии и региональных исследований НИИГН при Правительстве РМ: «Интересный у них был обряд, когда рождался телёнок. Это праздник, они готовили кашу, еду праздничную. Собирали детей. Если рождался бычок, они всех детей стукали ложкой деревянной по лбу, а если девочка рождалась, то просто праздновали.»

Тетюшские хозяйки открывали сундуки и знакомили ученых с остатками материальной культуры.

Инна Кудашкина — заведующая отделом этнографии Мордовского краеведческого музея имени И. Д. Воронина: «Традиционным для себя костюмом местные жители считают юбку и блузку, которую они называют «кофта». Костюм, который нам удалось собрать, это где-то 50-е — нач. 90-х годов. Обращает на себя внимание, что женщины старшего возраста продолжают носить такой костюм в быту.»

Удалось собрать и образцы фольклора. Учёные записали колядки, гадания и заговоры на национальном языке.

Игорь Зубов — руководитель экспедиции, заведующий отделом литературы и фольклора НИИГН при Правительстве РМ: «Несмотря на временные разрывы в подобной деятельности, сведения собрать можно, и это сделать необходимо.»

Итогом экспедиции станут работы ученых научно-исследовательского института — фольклористов, этнографов и языковедов — научный взгляд на уходящую культуру, которую в Тетюшском районе стараются всеми силами сохранить и передать будущим поколениям.

Комментарии

Комментариев нет.