К 100-летию режиссера Гостелерадио Мордовии Игоря Переслени

В Год Кино мы перелистнули странички нашего архива, чтобы посмотреть и вспомнить: кто стоял у истоков кинематографии на мордовском телевидении. Так совпало, что именно в этом году ему бы исполнилось 100 лет. Режиссер Игорь Переслени, который работал в 60-70-ые годы на мордовском гостелерадио, снял несколько классических работ о Мордовии и Саранске, о мордве и о Степане Эрьзе.

Он ушел с телевидения в 1982-ом после плодотворных 20 лет. Когда уже стал заслуженным работником культуры МАССР. Рассказывает дочь Ольга ответственная за хранение семейных реликвий: «В Москве на ВДНХ отец  получил «золотую» медаль «За  успехи в народном хозяйстве СССР за фильм о Мордовии из цикла «Атлас народов СССР» (1969 г.)

Его воспитанник и в последствии  коллега Игорь Кузьмин, который работал режиссером Гостелерадио Мордовии (1970-92), вспоминает: «Своим изобретательным умом, кроме взрывного режиссерского темперамента, видение свое,  плюс в нем инженерный ум, он мог сообразить, как это можно сделать художественно работу, которая была бы как магнит для зрителей».

Игорь Переслени ставил полнометражные телеспектакли в прямом эфире в студии площадью всего в 24 кв. м. Другая грань таланта – снимать фильмы на кинопленку. Монументальная работа 1967 года «Вам, наследники!». Режиссер использовал тогда еще почти неизвестный метод – метод восстановленного факта. Василий Брыжинский, главный режиссер Гостелерадио Мордовии (1973-1984), об этой картине: «Это Рузаевская республика 1905 года  очень интересное явление, когда восстание было, и Рузаевское депо с Байкузовым организовали Рузаевскую республику. У них свои деньги были – боны».

По стопам отца пошла другая дочь. Елена Переслени работает актрисой в Москве в одном творческом объединении с Владимиром Конкиным. Нет такого человека, который не узнал бы его по роли Шарапова.

Переслени родился в Москве. В Рузаевку приехал после Великой Отечественной Войны. Здесь появилась и укоренилась его семья. Однако, режиссер воспевший Мордовию умер за ее пределами. Могила Игоря Переслени на Валдае. Но здесь он оставил свою душу, которая оживает в его кинофильмах о Родном крае.

Комментарии

Аноним

Я бы добавил, что раньше уровень профессионализма был намного выше, чем сегодня. Несмотря на цензуру и жесткие ограничения в работе, в то время журналисты занимались именно проблемами простого народа, была высокая культура речи на телевидении, мастерству постоянно учились. А что мы видим сегодня? Молодые люди, получившие с горем пополам высшее образование, считают себя великим журналистами, но телевидение стало пустым — неинтересно смотреть, показывают сплошное развлечение. Даже новости не несут никакой социальной ценности. Вместо журналистики наблюдаем однобокую пропаганду. Это мое мнение, может кто-то и не согласится со мной. Но у нас вроде бы есть свобода слова, поэтому и написал.

Аноним

Вспоминаю Игоря Александровича Переслени по совместной работе с ним на мордовском телевидении в 70-80-е гг. прошлого столетия. Это были, пожалуй, самые творческие и «ищущие» годы. Тогда там была сформирована и сосредоточена была основная творческая элита республики под руководством требовательного, но корректного председателя В.П. Бочкарева. И. Переслени был одним из гениальных. Немало километров я исколесил с ним в командировках по Мордовии. Характер его был непростой, но в итоге оказывался прав. Познакомился я с ним в 1975 году, когда председателем Гостелерадио мне был поручен авторский проект теле- и радиопередач из цикла «Их слава жива» . С Игорем Александровичем в условиях отсутствия записи «живьем подготовили прямой часовой эфир, посвященный итогам большой поисковой работы ветеранов-рыбалковцев, проживавших в Мордовии. Впервые я увидел талант Переслени в написании совместно со мной сценария киносюжетов о фронтовиках, где тогда расписывался правый и левый ряд, что видимо сейчас уже не делают на современном телевидении. Память о лучших режиссерах мордовского телевидения и радио 70-80-х Переслени, Жданове, Кручинкине, Кузьмине, Шаинове, Посадской, кино- и телеоператорах Ледяйкине, Еделькине, Ларькине, Новоженове и других живет в моем сердце, как о важнейшей творческой школе в начале моей жизни.
Александр Киселёв, проф., д.с.н., Москва
(в прошлом редактор редакции писем и обменных передач).

    Аноним

    Александр это было творчество и спектакли ставили в студии и коллектив был творческий и технический на уровне. Я начал работать в 1975 году в киногруппе а после в АСК этих товарищей прекрасно всех знал написано от души.